Оформление гражданства Румынии за инвестиции — это способ получения паспорта страны-участницы ЕС путем вложения средств в новый или действующий бизнес и проживания на ее территории. Законы государства не ограничивают иностранцев в выборе сферы деятельности, предоставляют равный с европейскими компаниями доступ к кредитным ресурсам и рынку сбыта. Процесс капиталовложения в румынскую экономику регулируется Центром по содействию торговле и иностранным инвестициям.
Открытие собственного бизнеса в Румынии позволяет оформить ВНЖ или сразу ПМЖ в зависимости от размера вложенных средств. Минимальная сумма вклада для получения разрешения на проживание составляет 100 000 EUR, а требуемое количество прожитых в стране лет для запроса гражданства — 8. Однако есть возможность оформить румынский паспорт в 2 раза быстрее, инвестировав 1 млн EUR.
Зачем инвестировать в Румынию
Инвестиции в румынскую экономику обеспечивают статусом резидента ЕС, что позволяет торговать без пошлин и искать партнеров во всех странах-участницах объединения, а также получать кредитование на наиболее выгодных условиях. Румыния привлекает инвесторов:
- лояльными ставками налогообложения (налог на прибыль составляет 16 %, в то время как средняя ставка по ЕС — 20,71 %);
- благоприятным инвестиционным климатом за счет экономической стабильности страны и юридической защищенности со стороны государства;
- отсутствием ограничений относительно сферы занятости.
Инвестиции в румынскую экономику — один из способов получить гражданство страны, который дает право безвизового въезда в более 170 государств мира и множество других привилегий, действующих на территории страны и Евросоюза:
- проживание неограниченный срок;
- бесплатное обучение или скидки в государственных университетах;
- покупка любого типа недвижимости;
- оформление банковских кредитов;
- занятие предпринимательством или трудовой деятельностью;
- пользование качественными медицинскими услугами (в некоторых странах — бесплатно);
- участие в выборах в качестве избирателя или кандидата;
- занятие должностей в государственных органах власти.
Получение гражданства не накладывает на инвестора ограничений относительно места проживания — владелец паспорта Румынии имеет право поселиться в любой стране ЕС.
Процедура инвестирования
Процедура осуществления инвестиций в экономику Румынии начинается с выбора сферы занятости. Если деятельность компании будет связана с промышленностью, оказанием сервисных услуг и торговлей, выгодно зарегистрировать ее в свободной экономической зоне за счет налоговых льгот, упрощенного доступа к транспортной и производственной инфраструктуре.
Созданию бизнеса в Румынии предшествует выбор организационно-правовой формы деятельности. Чаще всего иностранцы открывают для инвестиций общество с ограниченной ответственностью (SRL) или акционерное (SA). Для предпринимателей, чья цель состоит в расширении бизнеса, удобным вариантом является регистрация филиала.
Подготовка бизнес-плана
Бизнес-план содержит основную информацию о будущей деятельности и перспективах развития компании, включая организационно-правовую форму, название и уникальный регистрационный код. В документе должна содержаться пошаговая стратегия преумножения инвестиций и быть учтены требования местного законодательства. Важно, чтобы проект был актуальным, необходимым и полезным для развития экономики страны.
Бизнес-план подают в Центр по содействию торговле и иностранным инвестициям вместе с соответствующим заявлением на предоставление технического разрешения. Данные, содержащиеся в документе, тщательно изучаются. Если все требования и условия соблюдены, принимается решение о выдаче запрашиваемого разрешения. Бизнес-план должен быть реальным, поскольку указанная в нем информация сверяется с фактической при получении технического сертификата.
Получение технического разрешения
Техническое разрешение — это своеобразный допуск к ведению бизнеса, открывающий дальнейший путь к гражданству. Документ выдается Министерством экономики, торговли и деловых отношений Румынии после подачи в Дирекцию по иностранным инвестициям следующих документов:
- заявления в двух экземплярах;
- легализованной румынскими нотариусами копии паспорта;
- бизнес-плана;
- подтверждения достаточного количества инвестируемых средств выпиской со счета в оригинале;
- налоговых сертификатов или их заверенных копий;
- доказательства уплаты взноса;
- легализованной копии последнего учредительного акта общества.
Инвестора может представлять третье лицо. В таком случае к перечисленному перечню следует добавить доверенность, оформленную на имя посредника.
Срок рассмотрения заявления занимает до 30 рабочих дней и может быть увеличен дополнительно на 10 дней, если сведений, полученных от заявителя, контролирующему органу недостаточно.
Оформление бизнес-визы
Для инвесторов предусмотрен отдельный тип виз — D/AC, позволяющий осуществление предпринимательской деятельности. Оформить разрешение на въезд можно в дипломатическом представительстве или консульстве Румынии, пребывая на территории страны постоянного проживания. Для оформления визы D/AC требуется подать:
- техническое разрешение;
- справку об отсутствии судимости;
- медицинскую страховку (срок ее действия должен соответствовать периоду выдачи визы, а размер покрытия быть не менее 30 000 EUR);
- загранпаспорт;
- 2 фотографии размером 3 х 4 см.
Виза для осуществления инвестиций выдается на 90 дней, ее стоимость — 120 EUR.
Создание и ведение бизнеса
Пошаговая процедура регистрации бизнеса в Румынии выглядит так:
- Резервация названия организации в Национальном торговом реестре и выдача сертификата.
- Получение адреса регистрации фирмы путем приобретения или заключения договора об аренде офиса.
- Открытие банковского счета и внесение уставного капитала в виде инвестиций.
- Регистрация компании в Национальном торговом реестре и выдача свидетельства.
- Постановка фирмы на учет в региональном представительстве налоговой администрации.
Через полгода инвестор обязан пройти проверку соблюдения положений бизнес-плана, результат которой подтверждается получением технического сертификата. Выдачей документа занимается Министерство экономики, торговли и деловой среды Румынии. На момент подачи запроса техническое разрешение должно быть актуальным.
Гражданство Румынии за денежный вклад в новый или существующий бизнес
Иностранцу нельзя купить румынский паспорт в обмен на инвестиции сразу. Вкладывая средства в бизнес, есть возможность получить визу D, а с ней — ВНЖ или ПМЖ и в дальнейшем гражданство. Срок необходимого пребывания на территории государства напрямую зависит от суммы экономического вложения.
Размер инвестиций, € | Условия программы | Иммиграционный статус |
100 000 | Открытие общества с ограниченной ответственностью, предоставление не менее 10 рабочих мест с полной занятостью на протяжении 12 месяцев | ВНЖ, право на получение гражданства через 8 лет |
150 000 | Создание акционерного общества, обеспечение 15 или более рабочими местами для трудоустройства на полный день в течение года | ВНЖ, право на получение гражданства через 8 лет |
1 000 000 | Обеспечение 100 рабочими местами | ПМЖ, возможность оформления гражданства через 4 года |
Процесс получения румынского паспорта за инвестиции в экономику предполагает прохождение процедуры натурализации. Для граждан РФ есть возможность значительно сократить срок оформления гражданства. Процедура репатриации позволяет не только относительно быстро получить гражданство Румынии, но и не требует от иностранца предварительно жить в стране с ВНЖ и / или ПМЖ. Подробнее об упрощенном способе стать гражданином можно узнать у миграционного специалиста.
Требования к инвестору
Запрос о предоставлении гражданства Румынии на основании осуществления вклада в экономику подразумевает соответствие инвестора перечисленным требованиям:
- достижение 18-летнего возраста;
- легальное пребывание в Румынии минимум 8 лет или, если размер инвестиций в экономику страны превысил 1 000 000 EUR, 4 года;
- отсутствие судимости или нарушений миграционного законодательства ЕС;
- проявление лояльности к румынскому государству, соблюдение правил правопорядка и национальной безопасности;
- наличие официального источника доходов в размере достаточном для жизни в стране;
- знание румынского языка, истории, права, гимна.
Имущество иностранных инвесторов принадлежит им на правах собственности и не может быть национализировано. Таким способом закон делает внешние инвестиции безопасными для капиталовкладчика.
Получение вида на жительство
Для оформления вида на жительство в Румынии, инвестору следует:
- получить одобрение румынского агентства по иностранным инвестициям;
- законно владеть местом для регистрации офиса в Румынии;
- быть акционером или партнером коммерческой организации с управленческими или административными полномочиями;
- располагать средствами для проживания в размере не менее 700 EUR в месяц для членов SA или 500 EUR для партнеров SRL (не относится к тем, кто инвестировал свыше 200 000 EUR или создал более 50 рабочих мест).
Вид на жительство действует на протяжении года и может многократно продлеваться на такой же период. Если размер вложений в экономику Румынии превысил 500 000 EUR или в процессе деятельности компании было создано свыше 50 рабочих мест с трудоустройством на полный день, инвестор получает возможность продлить ВНЖ на 3 года.
Получение вида на жительство осуществляется путем личной подачи в Главную инспекцию по иммиграции пакета документов, в который входят:
- заявление на оформление ВНЖ;
- загранпаспорт с визой и его копия;
- подтверждение реквизитов компании;
- уведомление Румынского центра поощрения иностранных инвестиций;
- свидетельство о регистрации компании;
- судебное решение о создании компании;
- устав;
- доказательство финансовых средств в требуемом законодательством объеме;
- оригинал и копия права на легальное владение офисным помещением;
- квитанция, подтверждающая уплату взноса на социальное страхование;
- договор аренды или покупки жилой недвижимости с копией;
- медицинская справка;
- декларация;
- квитанция об уплате консульского сбора.
Рассмотрение запроса на ВНЖ занимает 30 дней. Срок принятия решения увеличивается вдвое при обнаружении ошибок или неточностей в документах. Если необходима дополнительная проверка сведений, то период обработки заявки затягивается еще на 15 дней.
Наличие вида на жительство и постоянное пребывание в стране минимум 5 лет являются предпосылкой для оформления ПМЖ. Непрерывным считается нахождение в Румынии с выездами за границу не дольше, чем на 6 месяцев подряд или 10 месяцев за все время действия ВНЖ. Для получения постоянного места жительства необходимо подать в Главную инспекцию по иммиграции следующий пакет документов:
- заявление;
- копию и оригинал загранпаспорта;
- свидетельство о медицинском страховании;
- подтверждение наличия достаточных для проживания средств;
- справку об отсутствии судимости, выданную в Румынии;
- копию и оригинал подтверждения наличия жилплощади;
- квитанцию об уплате сбора.
ПМЖ в Румынии действует на протяжении 5 лет и может утратить силу при нахождении вне страны больше 12 месяцев подряд, не связанных с проживанием в другом государстве Европейского союза.
Оформление гражданства
Для получения гражданства Румынии по натурализации на основании вложения инвестиций следует обратиться с соответствующим заявлением в Национальный орган по гражданству. К нему необходимо приложить:
- 2 цветные фотографии размером 3,5 х 4,5 см;
- оригинал паспорта с нотариальной заверенной переведенной копией на румынский язык;
- свидетельство о законном пребывании в Румынии требуемое количество лет (выдается Главной иммиграционной инспекцией);
- вид на жительство и его нотариально заверенная копию;
- подтверждение отсутствия судимости: оригинальный документ и апостилированый перевод;
- документы гражданского состояния заявителя (свидетельство о рождении, браке, смене имени или фамилии, разводе и другие) легализованные или апостилированые с румынским переводом;
- копию доказательства наличия места проживания (договор аренды или свидетельство права собственности на недвижимость);
- декларацию о собственной ответственности, заверенную нотариусом;
- подтверждение наличия средств для самообеспечения, получаемых от легальной коммерческой деятельности.
Срок рассмотрения прошения устанавливает председатель комиссии. При получении одобрения Национальным органом по гражданству издается соответствующий приказ — о нем заявителю сообщается посредством отправки заказного письма.
На завершающем этапе оформления гражданства следует принести присягу на верность Румынии. Процедуру следует пройти не позднее, чем через 3 месяца после принятия решения. Принести присягу можно на торжественном собрании в Румынии перед министром юстиции или председателем Национального органа по делам гражданства или одним из 2 вице-президентов уполномоченного органа. По завершении процедуры комиссия выдает соответствующий сертификат.
Оформление паспортов для семьи инвестора
Статус резидента могут получить лица, которые:
- признаны законными супругами владельцев румынских паспортов;
- являются детьми (родными или усыновленными) резидента Румынии, их супруга или партнера, которые не достигли 21 года, продолжают учебу (в возрасте до 26 лет) либо не способны заботиться о себе самостоятельно;
- приходятся ближайшими родственниками по восходящей линии гражданина Румынии или его супруга/-и;
- не состоят в браке с гражданами страны, но имеют хотя бы одного совместного ребенка;
- могут подтвердить право на проживание в качестве родственников в другом государстве-члене ЕС;
- являются родителями несовершеннолетнего гражданина Румынии, находящегося на их попечении или обязаны выплачивать пенсию по поддержке (обязательство должно регулярно исполняться).
Начать процесс воссоединения семьи необходимо с подачи заявления в Генеральную инспекцию по иммиграции Румынии о выдаче визы категории D/VF. К нему следует приложить:
- подтверждение родства;
- заявление о совместном проживании;
- румынский паспорт или карта резидента заявителя;
- справку о финансовом состоянии;
- доказательство наличия жилплощади для проживания члена семьи;
- медицинскую страховку;
- копию загранпаспорта члена семьи, для которого запрашивается виза.
Разрешение на временное проживание выдается индивидуально каждому родственнику на тот же срок, на который легализован поручитель. Рассмотрение заявления происходит в течение 90 дней с момента подачи. Для получения ВНЖ на 1 год нужно лично предоставить документы не менее чем за 30 дней до окончания срока действия визы D/VF. Родственники гражданина Румынии или спонсора, обладающего правом длительного нахождения в стране, могут продлить свое пребывание до 5 лет. Этот период не должен превышать срок действия временного удостоверения личности поручителя.
Несовершеннолетние дети могут стать гражданами Румынии одновременно с родителями. От ребенка в возрасте 14–18 лет требуется письменное согласие на получение статуса. Совершеннолетним для оформления румынского гражданства требуется прожить в стране не менее 5 лет — получение документа для них осуществляется на общих основаниях, предполагающих сдачу экзаменов.
При отклонении заявления на предоставление гражданства можно повторно подать документы спустя 6 месяцев после отказа. Во избежание получения отрицательного решения следует изначально обратиться за помощью к миграционным специалистам.
консультацию со специалистом
компании Emigras